29 мар. 2008 г.

Обзор стоков: Дримстайм (Дримс)

Ссылка для регистрации

Дримс - один из "большой пятерки" микростоков, как правило, занимает третье-пятое место по личным заработкам. Экзамена нет, требования к качеству вполне вменяемые. Хотя есть свои особенности: иногда отклоняет принятое Шаттером и Айсом с отпиской "у нас такого полно" или наоборот берет то, что не понравилось остальным. Начинает регулярно продавать, когда в портфолио наберется 100-200 приличных изображений, ощутимый вклад в бюджет начинается с 300. Это средние цифры для большинства, бывают исключения в ту и другую стороны.
У меня он долгое время был 4-5, но сейчас стабильно идет третьим и продажи неуклонно растут.

Основной формат для всех работ (фото и вектор) - JPG. Грузить через сайт или FTP. В качестве бонуса к JPG можно добавить вектор в любого формата (EPS, AI, CDR,..) без ограничения по версии или RAW для фотографий. Я RAW не гружу, судя по отзывам, даже у хитовых карточек его продажи случаются крайне редко. Векторный формат продается, но в виде растра иллюстрации уходят чаще.

Цена зависит от размера и категории. Категория динамически меняется в зависимости от числа продаж конкретного изображения (здесь можно посмотреть в виде полной таблицы). Дримс - единственный, кто дает возможность отдавать изображения "в эксклюзив" по-штучно и продавать авторские права за свою собственную цену. Выводить дают от 100$.

Забавная фишка Дримс - ETR (Estimated Time for Review/Ожидаемое время рассмотрения) изображения инспектором. Позволяет примерно оценить, когда ожидать пополнения в портфолио. В выходные инспекторы отдыхают и ETR замирает на одной цифре, а потом неожиданно скачет в понедельник вверх или вниз.

Еще одна интересная фишка - возможность посмотреть по каким ключевым словам покупатель искал ваше изображение. Показывают не всегда, но это полезный инструмент для анализа востребованных тем. Иногда бывают совершенно загадочные сочетания: это мое фото мыльных пузырей искали по слову "череп", которого вообще нет среди ключевых.

На нем же, кстати, хорошо видно, что копирайт Дримса на такого типа изображениях совершенно не работает.

В целом, неплохой банк, но своего лица у него пока нет. Много лишних функций и интерактива, натасканных с других сток- и микросток-банков, общее впечатление несколько хаотичное. С другой стороны, их баннеры в сети встречаются чаще всего, что говорит о грамотной рекламной политике. На Дримсе есть эксклюзивная программа, но пока они не заслужили право относиться к ней всерьез.

26 мар. 2008 г.

Айс или не Айс?

В стоковом бизнесе есть один важный выбор, который каждый должен сделать: становиться эксклюзивщиком на Айстоке или нет. Думать об этом, как правило, начинают, когда приближается звездный час "первой канистры" - и это не есть правильно. Выбор надо сделать сразу, в самом начале работы на микростоках.

У каждого серьезного микростока есть фишка, которой он заманивает покупателей придти не куда-нибудь, а именно к ним. Фишка Айса: "У нас есть такое, чего нет нигде!" Вся его логика построена на работе с эксклюзивными авторами, причем эксклюзивными на 100% - нигде, кроме Айса, автор продавать свои работы не имеет права. Реальной жизни это не касается, но любой сетевой - напрямую. За это эксклюзивщик получает на Айсе повышенный процент авторских отчислений и, что куда важнее, первые страницы во всех поисковых запросах, раскрутку и дополнительные пиар-возможности. Это дискриминация наоборот по полной программе.

Почему выбор надо делать сразу? Практика начинающих - грузить свои работы на те стоки, что попроще, наращивать мастерство и портфолио и финальным аккордом брать Айс и Шаттер. Но потом "простые" стоки могут ненавязчиво подставить ножку желанию уйти в эксклюзив. На Бигстоке, к примеру, принятую работу дадут удалить только через три месяца: все это время ожидания - совершенно конкретные цифры недополученого дохода.

Айс-комьюнити весьма своеобразное, за первый месяц работы с ним у каждого складывается букет впечатлений и эмоций. Для некоторых - и особенно иллюстраторов - это райское место, где царит криатив и хороший заработок. Для большинства же Айс источник постоянного вопроса "пооочему?" Выбор лежит именно в этой плоскости личного отношения умноженного на месячный заработок.

Я для себя смысла в Айс-эксклюзиве не вижу - в основном потому, что наши представления о том, что можно и что нельзя в векторных иллюстрациях, расходятся. Творческие рамки там очень конкретные. Решение это было принято еще до знакомства с ФлешДен, - а теперь я и физически не могу это сделать, потому что свои флешки хочу продавать там и только там.

О пользе общения на форумах-1

Свежий пример конца прошлой недели.

Стокеры затеяли бучу в форуме Шаттера по поводу недавней волны реджектов со стандартной формулировкой "Not approved for limited commercial value" (Не годится из-за ограниченной коммерческой ценности). Людям резали до половины батча, это коснулось даже вектора, к моему удивлению. Тред даром не прошел и азартных в отлупе инспекторов слегка приструнили: за следующие дни с рекордной скоростью приняли все, что до это отреджектили. Разумеется, некоторые под шумок пропихнули работы и с другими причинами отказов.
Меня эта история затронула совсем мало: в последние месяца два ничего "не-коммерческого" Шаттер у меня не находил, набралось всего 4 снимка с прошлого года, которые и были успешно засланы (один даже начал сразу продаваться).
Мораль такова: через неделю-две халява при приеме кончится и все будет как всегда, просто поменяют формулировку отказа, когда инспектору не нравится "непонятно почему". А это минус сколько-то изображений, которые взяли сейчас и не возьмут завтра, если за происходящим в микросток-тусовке не следить.

Сам тред на английском тут. Форум Шаттера, кстати, читать могут все желающие, очень грамотный пиар-ход.

24 мар. 2008 г.

FlashDen featured


На этой неделе моя работа This Week's Featured File на FlashDen. Не прошло и недели моего пребывания на этом стоке. На сегодня у XML-графика (Customizable XML data graph) 4 продажи (за 4 дня). Будет интересно, сколько он заработает за рекламную неделю: виджет может пригодиться многим.

[updated] +7 продаж за неделю. Меньше, чем ожидалось, но хотя бы подкинули в комментах идей на апгрейд.

22 мар. 2008 г.

Что можно и что нельзя в векторе на микростоках

Нельзя использовать:

1. Патентованные логотипы, символы, персонажи и об'екты.

Например, рисунок с Томом и Джерри не возьмут, даже если вы отрисуете их по памяти, не используя готовое изображение. С об'ектами вопрос более тонкий: все понимают, что иллюстраторы используют фотографии (и, как правило, не свои) в качестве прототипов и граница "можно-нельзя" зависит от политики конкретного стока и конкретного инспектора.
Иллюстрация ниже прошла на всех стоках, кроме Айса, который посчитал, что Apple может придраться к ним с авторскими правами.


2. Нерастрированный текст.

Старайтесь вообще не использовать текст в своих работах: в 90% случаев на Айсе инспектор попросит его убрать. Шрифты охраняются авторским правом, вы их не покупали и коммерчески использовать не можете.
Любимый авторами Шаттера текст-болванка "Your text here", который даже фотографы ставили в свои работы куда ни попадя, на большинстве стоков находится под запретом. Как дизайнер могу сказать, что покупателя лишний текстовый мусор скорее отпугнет, чем простимулирует купить вашу работу.
Есть случаи, когда без текста обойтись нельзя - например, цифры на часах или направления на компасе, - в таких случаях лучше выбирать типичные системные шрифты (Arial, Tahoma, Times New Roman, etc.), чтобы не было повода придраться к их художественной ценности. Разумеется, несколько букв можно нарисовать вручную, но нарисовать не значит "обрисовать" готовые из шрифта.
Перед сохранением в EPS все использованные в работе шрифты необходимо перевести в кривые/растрировать.

3. Карты, глобус, изображения Земли из космоса.

Это ограничение касается Айса и Хперта. По новым правилам вы не имеете право нарисовать контуры по фотографии, найденной где-то в сети или даже сделанной вами. Изображение-прототип должно находиться под лицензией Public Domain|Публичное Достояние и вы должны быть в состоянии это доказать (линком на страницу, подписанным документом или как-то еще). Айс дополнительно требует в описании указать дату создания, программу и использованные данные с прототипа.

Я обычно использую картинки с wikimedia, большинство берет их с сайта NASA.

4. Трассировку фотографий, чьим автором вы не являетесь.

Помимо проблем с авторским правом на фото, трассировка - довольно грубый инструмент, который редко дает хорошие результаты. В случае с гранжевыми текстурами его использование оправдано, во всех остальных я рекомендую трейс избегать. Особенно это касается изображений людей: грязный, "невкусный" трейс никому не нужен, а доведение результатов до приемлимого качества займет больше времени, чем отрисовка с нуля вручную. Открыть Иллюстратор и сделать трейс понравившейся фотографии дизайнер может и без вас, а соревноваться в реалистичности с фотографами в микростоковом бизнесе бесперспективно.

5. Art brushes, textures and so on

Авторские (художественные) кисти, текстуры и дизайн-элементы так же охраняются авторским правом. Даже если сам автор предлагает скачать свои ресурсы бесплатно (к примеру, на Девиант-арте немало подобного), как правило, под "бесплатно" имеется в виду некоммерческое использование в творческих целях. Стоковая деятельность под это определение никак не попадает.

Разумеется, вы сами можете быть автором используемых ресурсов. Однако и в этом случае от вас могут потребовать это доказать. В пору работы с Айсом мне не раз приходилось их убеждать, что все использованые в работах кисти либо мои собственные, либо входят в расширеные библиотеки, поставляемые с Adobe Illustrator (у меня сложилось стойкое мнение, что возможности этой программы местные инспекторы знают крайне поверхностно). Переписка с инспекторами - занятие утомительное, лишний раз подумайте, надо ли вам это вообще.

Можно все то, что не запрещено.

20 мар. 2008 г.

Flash

Флеш на стоках явление довольно редкое и очень мало, кто всерьез осваивает это направление. Специально для стоков изучать флеш смысла не имеет, но если вы с ним работаете помимо стоков, упускать возможность дополнительного заработка не стоит.

C флешем работают:
ActiveDen (АктивДен, бывший FlashDen), Айс и несколько клонов АктивДена. С последними начинать работать имеет смысл, только если флеш для вас единственный стоковый формат и его производство поставлено "на поток".

В общем случае, для всех требуется следующее:
JPG - статическое превью,
SWF - динамическое превью,
ZIP-архив с исходником (FLA), описанием (TXT) и прочими необходимыми файлами (XML, AS, PHP...).
От стока к стоку требования по размерам превью различаются, к каждому файлу придется готовить довольно большой набор.

В работах нельзя использовать:
чужие звуки, фотографии, шрифты и код. Системные шрифты можно. С кодом вопрос самый тонкий, потому что надо быть сильно продвинутым флешером, чтобы такие вещи отлавливать.

Мой выбор остановился на АктивДен: я там эксклюзивный автор, благо это не требует отказа от продаж НЕ флеша на других микростоках. Для чистых аниматоров возможно Айс и неплох, но флеш-разработчикам гораздо эффективнее продавать свои работы в рамках специализированных флеш-сайтов. Единственное, что надо четко понимать: для про-флешера нет никакой проблемы "выдрать" работу из превью Айса. На АктивДен работы криптуются и сделать это в разы сложнее.

С Айсом у нас произошел конфликт. Они бездоказательно обвинили меня в использовании чужого кода в моей работе - кстати, самой продаваемой на АктивДен и уникальной на флеш-рынке на момент ее появления полгода назад, - и после моего письма в саппорт с требованием публичных извинений отделались стандартной отпиской. Это одна из самых гнилых сторон Айса, с которой периодически приходится сталкиваться авторам, - в основном иллюстраторам и флешерам: в их отношении всегда действует ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ, автор дожен доказывать, что не украл свою работу у всего мира.
После этого мной было принято решение убрать все мои флеш-работы с Айса раз и навсегда.

На Крестоке пара моих флешек провисела полгода с нулевыми продажами и по моей просьбе их убрали. А с 2010 Кресток перестал вообще принимать флеш-работы.

Многие авторы АктивДен публикуют превью своих работ на Adobe Exchange. Здесь моя страница с тремя самыми популярными работами. Особого роста продаж участие здесь не дает, но заметно выросло число реферальных кликов и число покупателей, пришедших на Ден с моих ссылок. А за каждый депозит такого нового реферального покупателя Ден зачисляет на счет автора 6$, что мелочь, но приятно.

19 мар. 2008 г.

Workflow

Workflow - организация рабочего процесса. Очень важно с самого начала организовать работу с микростоками так, чтобы не терять бесценное время на рутинные (не творческие) операции.

По шагам:
1. Получение исходного изображения и его обработка.

Фотографии я рекомендую снимать в RAW. Со временем вы увидите, что результат, который можно получить при "проявке RAW" вручную, намного превосходит JPG самой камеры. Сами методы редактирования могут быть различными, надо только стремиться к тому, чтобы наработать собственные "приемы и секреты" и время на обработку уходило минимально возможное.

Для иллюстраций обработка заключается в общем "причесывании" исходника: наименовании слоев, уничтожении технического брака, избавлении от лишних масок и т.п. Если у вас есть возможность облегчить жизнь вашего покупателя, не упускайте этот шанс: в благодарность ваше имя запомнят и в портфолио будут заглядывать чаще.

2. Добавление ключевых слов

Одна из распространенной ошибок начинающих - ручной ввод названия, описания и ключевых слов в процессе загрузки работ на каждый конкретный сток. На самом деле, это нужно сделать всего один раз перед финальной конвертацией исходника в JPG. Все стоки поддерживают чтение блока метаданных изображения (IPTC) и сами выполнят за вас все нужные операции. Я прописываю метаданные в Фотошопе, но позволяют это и другие программы.

3. Сохранение во всех необходимых форматах и размерах.

Для фотографий это JPG максимального качества (в Фотошопе - с компрессией 12).

Для иллюстраций потребуется следующий набор:
EPS8/10 - для Шаттера, Айса, Дримса, Векторстока, 123рф, Бигстока, Огрызков Графики, Кэнстока;
EPS8/10 в zip-архиве - для Крестока;
JPG (полноразмерная растровая версия) - для Айса, Дримса, 123рф, Бигстока (опционально), Крестока;
JPG (превью, 450px по короткой стороне) - для Шаттера;
JPG (превью, 380х400) - для Векторстока;
zip-архив с EPS8/10 и полноразмерным JPG - для Фотолии, Депозита;
zip-архив с дополнительными файлами по желанию - для Айса.
Имена у всех файлов должны быть одинаковыми. Т.е. для совместимости с EPS оба JPG (превью и полноразмер) должны иметь одинаковое имя, поэтому продумайте систему хранения векторных версий по отдельным папкам.

4. Загрузка и атрибутирование

Всегда используйте FTP-доступ, если есть такая возможность. Для иллюстраций она есть не везде, на Айсе - FTP-доступ есть только для видео.
После загрузки большинство стоков требуют связать изображения с категориями из их списка: на каждом сайте они разные, поэтому прописать в метаданных какие-то универсальные для всех не получится. На Айсе также придется при сабмите иллюстраций копировать название, описание и ключевые слова вручную: до гениальной идеи читать их из JPG превью они пока не додумались (EPS8 эту возможность не поддерживает).

5. Ведение статистики.

Я веду статистику причин реджектов, количества загрузок и заработка по каждому изображению/стоку в виде Excel-таблицы. Помимо чистого любопытства, это полезный аналитический материал, который помогает быстрее профессионально и коммерчески расти.

18 мар. 2008 г.

Обзор стоков: Кресток

Ссылка для регистрации

Самый непредсказуемый при приеме работ микросток, с ярко выраженным криативно-нордическим характером. Может отбраковать очевидно коммерческие работы, зато принять такие, которые посчитали "не стоковыми" все остальные. На сайте есть колонка, которую ведет мифический судья Росс с выбором лучшего и худшего изображения дня: в лучшее иногда попадают удивительные вещи. Недавно в письме инспектор похвалил мои работы - приятно было на редкость, особенно вспоминая, какими обидными были реджекты вначале.
Принимает фото, вектор и флеш. Экзамена нет, но для начинающих работа с ним - сплошной экзамен. Единственный сток, который при сабмите дополнительно спрашивает: "А вы точно уверены, что ваши изображения удовлетворяют нашим высоким требованиям?"
Принятым работам инспектор назначает рейтинг от 3 до 10 попугаев и портфолио строится исходя из этого рейтинга. Самостоятельно удалить работу из портфолио не получится, надо писать в саппорт с указанием действительно серьезной причины.

Продают не очень хорошо и в сочетании с минимальными авторскими отчислениями (0,25 - по подписке, до 2х - по кредитам) достижение необходимой для вывода суммы выглядит как мираж.


Снегурка пока заработала мне на Крестоке больше всех.

На мой вкус, у них самый стильный интерфейс в стоковом бизнесе. Мне этот сток реально помог поднять свой уровень как фотографа, но с точки зрения заработка пока к нему рано относиться всерьез.

16 мар. 2008 г.

Обзор стоков: 123рф

Ссылка для регистрации

RF в названии значит Royalty Free, - на самом деле все микростоки продают изображения именно по этой лицензии.
Royalty Free - вид лицензии, при котором изображение может продаваться неограниченное количество раз по фиксированной цене. При этом автор сохраняет на нее все права, а покупатель не несет никаких дополнительных расходов. Понятие это чисто западное, в российском законе об авторском праве такого нет.

123рф - один из самых нетребовательных микростоков, за все время отклонил у меня ~4-6 фотографий. При этом в последнее время продает все лучше и лучше. У меня есть несколько снимков из ранних, которые отреджектили все и только 123рф принял и изредка продает.

Работа с этим стоком - одна из самых быстрых. Требуется только ввести название работы и ключевые слова, а все остальное инспекторы сделают за вас. Если в JPG прописана мета-информация, делать после загрузки вообще ничего не надо. Иллюстрации продаются как в растровом, так и в векторном виде (EPS8/10). Подготовка растровой версии возложена на автора. Есть FTP.

У автора есть возможность разместить у себя на сайте подобный рекламный виджет проданных работ.



Изображения продаются двумя способами - по подписке и кредитами. Авторские отчисления по подписке одинаковые - 36 центов с продажи, кредитами - разные (обычно больше), до пяти долларов с продажи. Изредка бывают расширенные.
С мая обещают поднять авторские отчисления. Я думаю, что у этого стока хорошие перспективы на будущее, но быстрых продаж новичкам от него ждать не стоит.

15 мар. 2008 г.

Обзор стоков: Фотолия (Лия)

Photolia - ссылка для регистрации

Фотолия традиционно считается первым микростоком, с которым начинает работать подавляющее большинство осваивающих этот бизнес. Я не исключение: мои первые принятые и первые проданные фотографии были на Фотолии. Первая продажа, кстати, праздник совершенно удивительный для каждого - стоит ощутить на себе ;)

Требования к фотографиям там довольно либеральные, при вменяемом сюжете и композиции они берут практически все. Цена на снимок устанавливается автоматически от доллара до семи в зависимости от размера снимка. Для иллюстраций используется формат SVG (растровые версии генерятся автоматически, их загружать не надо), размер до 1Мб. Вектор стоит как фото максимального размера - 7 долларов.
Есть возможность продавать по расширенной лицензии, установив свою цену (в начале потолок - 20, с ростом рейтинга - до 50). Начальные авторские отчисления - 30% (33 цента с доллара), с повышением статуса растет процент. У меня сейчас "бронзовый" статус (от 100 до 1000 продаж), авторские - 35 центов с доллара. Выводить заработанное можно с любой суммы, но до 50 за операцию берут доллар комиссии. Переводят быстро.

Уникальная фишка Фотолии в том, что автору показывают имя (и компанию) покупателя конкретного изображения: можно погуглить и лишний раз удивиться, кому оказалась нужны ваши работы. Если название компании BMW или H&K, это приятно вдвойне.
Для любителей соревноваться есть система рейтингов - недельного и за все время. Мне пока там особо похвастаться нечем, но к осени, думаю, выйду в первую тысячу.

В последнее время там появился один (или несколько) неадекватных инспекторов, которые любят реджектить снимки со стандартной отпиской Type of photograph: "Ваш снимок замечательный, но нам не подходит", или еще более экзотической "Эстетическое качество снимка не удовлетворяет нашим стандартам". Не стоит расстраиваться: в 95% случаев при повторной засылке снимок оказывается и "нужным", и "эстетичным".

Мой хит на Фотолии (заработал там больше, чем на всех остальных стоках вместе):


Отмечу, что с ними приятно работать в качестве покупателя. Очень грамотно сделан показ изображения при наведении на маленькую картинку превью. Единственное, что они могли бы улучшить, это водяные знаки|watermarks, которые сейчас реально изображение ни от чего не защищают.

Обзор стоков: регистрация

Я буду описывать микростоки и их особенности в обратном порядке: от простого к сложному. Начнем с общего для всех - регистрации.

Для регистрации вам нужен скан или фотография валидного (не просроченного) загранпаспорта такого размера, чтобы текст был разборчивым. Около 1000px по длинной стороне будет достаточно. Формат изображения - JPG или PDF.
Все данные, которые вы будете вводить в полях регистрации на сайте ДОЛЖНЫ совпадать c аналогичными в документе. У меня на Шаттере с этим была проблема, потому что в загранпаспорте написано USSR, а в списке стран на сайте единственным вариантом была Russian Federation. Проблему удалось решить письмом в саппорт.

И, кстати, скажу об одном важном моменте: для работы со стоками необходимо понимать английский язык, хотя бы на начальном уровне. В противном случае, переписка с саппортом и многие дополнительные возможности, которые всплывают в околостоковом общении на форумах, участии в конкурсах и тому подобном, останутся для вас закрыты.

После успешной регистрации вы получите письмо с подтверждением этого радостного события. После этого можно либо начинать грузить подготовленные изображения, либо готовиться к экзаменам на то, чтобы заработать право их грузить. На Фотолии процесс регистрации включает прохождение серии обучающих страниц и ответов на ряд простых вопросов "что можно и что нельзя в стоковых изображениях".

Как правило, письмо с подтверждением регистрации приходит в тот же/на следующий день. Если никакой реакции от стока нет в течении недели, это означает, что либо у вас проблемы с почтой, которые случаются на бесплатных сетевых сервисах, - обязательно проверьте спам-папку,- либо в процессе регистрации вы не нажали какую-то важную галочку и процесс считается не завершенным. Ничего страшного в этом нет, нужно все еще раз проверить, попробовать с другим почтовым ящиком и, если ничего не помогает, написать в саппорт.

14 мар. 2008 г.

Требования стоков к вектору

[updated 28.02.2017]

Шаттер
Формат вектора EPS8/EPS10 (не больше 15Мб) плюс полноразмерное превью. Имена у файлов должны быть одинаковыми.

Айс
Формат вектора EPS8 плюс превью размером 2800х1900px. Пропорции эти можно менять как угодно, хоть до квадрата 2400х2400px, главное, чтобы было не меньше "при умножении", иначе работу отбракуют на стадии загрузки.
Превью входит в комплект покупки. В качестве бонуса можно добавить в zip-архиве версии Иллюстратора, Корела, разные версии по цветам, растр большего формата и так далее. Отдельная продажа вектора в виде растра не приветствуется и продается плохо.
В поле описания можно использовать возможности html: добавлять картинки, ссылки, расширенные красочные "завлекаловки" в свое портфолио. Особенно этим славятся эксклюзивщики Айса.
Цену на изображение устанавливает инспектор - от 1 до 25 кредитов (кредит не равен доллару).

Дримс
Загрузка осуществляется в два этапа: сначала полноразмерная растровая версия. После ее приема на странице редактирования изображения можно добавить вектор в формате EPS, AI, CDR, без ограничений по версии (я гружу EPS8/EPS10). Это считается таким же бонусом, как RAW у фотографов.
Набравшись опыта можно подгружать векторную версию сразу, не дожидаясь приема: Дримс берет 99,9% моих векторных работ.

Векторсток
Формат вектора EPS8/EPS10 (грузить в zip-архиве) плюс полноразмерное превью от 1000px по длине/высоте. Имена файлов могут быть разными.

Фотолия
Формат вектора SVG, ограничение по размеру 1Мб. Растровые версии система генерит автоматически.
С марта 2009 принимают работы в EPS/AI без ограничения по версии, размер превью минимум 5000x3000px. Грузить вектор и растр в одном zip-архиве.

123рф
Формат вектора EPS8/EPS10 плюс полноразмерная растровая версия. Ограничение по размеру и вектора, и растра - 5Мб. Имена должны быть одинаковыми.

Депозит
Аналогично Фотолии: EPS/AI без ограничения по версии плюс JPEG/JPG полноразмер (минимум 2400х1600), грузить в одном zip-архиве.

Бигсток
Формат вектора EPS8/EPS10. Растровые версии генерятся автоматически, но лучше бы они этого не делали. В отличии от остальных стоков, работающих в цветовом пространстве RGB, Бигсток по умолчанию считает вектор CMYK. Цвета их превью часто плохо соответствуют оригинальным.
Однако, если грузить вектор через форму на сайте, появляется возможность подгрузить свои полноразмерные растровые версии (после загрузки через FTP это невозможно).
*При наличии портфолио на Шаттере грамотнее всего вступить в программу Bridge to Bigstock, по который все принятые Шаттером работы будут автоматически дублироваться в портфолио Бигстока.


Кэнсток
Формат вектора EPS8/EPS10. Растровые версии система создает автоматически. Система также умеет считывать мета-информацию из EPS10.

GL Stock (ex-Graphic Leftovers)
Формат вектора EPS8/EPS10 плюс полноразмерная растровая версия. Имена должны быть одинаковыми.

Кресток
Формат вектора EPS8/EPS10 (грузить в zip-архиве) плюс полноразмерная растровая версия. Имена должны быть одинаковыми.

Стокфреш
Формат вектора EPS8/EPS10 (можно грузить в zip-архиве, можно так) плюс полноразмерная растровая версия. Имена должны быть одинаковыми.

Суммируя,
универсальный набор для ВСЕХ стоков:

- EPS 8/10
- ZIP (EPS 8/10)
- JPG полноразмер, min 5000x3000px
- ZIP (EPS 8/10+JPG полноразмер)

Технические аспекты стоковых иллюстраций

[updated 16.09.2010]

На сегодня все основные стоки принимают вектор в формате EPS8/EPS10, что накладывает определенные ограничения на технические возможности иллюстратора. Плюс Фотолия, которая продолжает дополнительно принимать экзотический формат SVG.

EPS8 не поддерживает: смешивание слоев, художественные текстуры и кисти, символьные сеты. Все это при сохранении растеризуется или разбивается на бесконечное количество хаотических элементов. Стоки не принимают иллюстрации, в которых есть растровое изображение - не важно фотография ли это или артефакт конвертации в EPS8, - поэтому я рекомендую сразу наложить на эти возможности творческое табу. Я иногда использую символьные сеты, но перед сохранением делаю за Иллюстратор работу по разбиению их на отдельные элементы (время это отнимает немало). Использование чужих художественных кистей (brush sets) помимо технической стороны запрещено правилами так же, как любой не-авторской графики.

EPS 10 не поддерживает: смешивание слоев (кроме прозрачности). Xудожественные текстуры и кисти, символьные сеты сохраняются, но только при открытии в Adobe Illustrator (это ограничение касается использования расширенных возможностей любой векторной программы).
И, разумеется, все растровые эффекты под запретом.

Одна из общих проблем векторных иллюстраций - незакрытые контура/пути|Open Paths. Есть бесплатный плагин к Иллюстратору Select menu от Graffix, который покажет вам их отсутствие/наличие. Взять можно на сайте разработчика: там целая серия плагинов, возможно что-то еще вам покажется полезным.
Если пути нашлись, надо их закрыть. Один-два можно вручную, для большого количества существует скрипт CloseAllPaths. Брать, например, здесь.
Я рекомендую проверять пути не только в оригинальном файле, но и в EPS: у меня несколько раз после конвертации появлялись новые незакрытые пути.

У формата SVG есть два своих ограничения - Mesh и Clipping Mask. Поэтому готовя иллюстрацию к отправке на Фотолию, надо обрезать все скрытые под масками части, - в случае с градиентными заливками это может стать проблемой. Меши растрируются, поэтому не годятся для SVG в принципе.

Работать с вектором надо в одном цветовом пространстве - RGB или CMYK, кому как удобнее. Я работаю в RGB. Однако иногда в EPS в одной работе из "ниоткуда" возникают оба цветовых пространства - действительно ниоткуда, причину этого бага мне понять не удалось, - и такие работы отбраковывает Шаттер. Решается проблема следующим образом: нужно установить Illustrator 8-9 и пересохранять проблемный EPS в нем.

Стратегия: прохождение экзаменов

Для фотографов.

Рекомендуемая стратегия такая:
1. Фотолия.
Добиться того, что инспекторы будут принимать >90% снимков. На продажи внимания не обращать: скорее всего их не будет или будет крайне мало.

2. Дримс.
Добиться того, что инспекторы будут принимать >70% снимков.

3. Пройти экзамен на Хперт и Айс.
Экзамены там не очень сложные, скорее тест на наличие вкуса и умение фотографировать. Для экзамена нужно выбрать несколько лучших разноплановых снимков - только пейзажи или только цветы скорее всего попросят чем-нибудь разнообразить. На Айсе - 3 снимка, на Хперте - 5. У меня взяли с первого раза.

4. Кресток.
Добиться того, что инспекторы будут принимать >70% снимков.
Тут надо пояснить отдельно. Кресток один из самых придирчивых и непредсказуемых при приеме работ микростоков. В сочетании с небольшим об'емом продаж это делает его аутсайдером в глазах многих стокеров. Однако именно он стал для меня главным раздражителем в желании улучшить качество своих снимков. Когда Кресток стал брать большинство моих работ, стало не страшно стучаться на Шаттер.

5. Шаттер.
По-настоящему сложный экзамен: для прохождения надо, чтобы из батча|batch|партии в 10 фотографий, минимум 7 были приняты. Начинать пробовать пройти экзамен сразу, без прохождения предыдущих пунктов - пустая трата времени, после провала попытки, следующую вам дадут только через месяц. Я знаю людей, которые делали это с пятой-седьмой попытки: если перевести на время, это выброшенные полгода стоковой жизни.
Мне удалось пройти со второй, первая никуда не годилась, как я сейчас понимаю.

6. Загрузить свое портфолио на прочие микростоки: продажи там по-началу так редки, что не имеет значения, когда это делать.

Для иллюстраторов.

Для иллюстраторов жизнь значительно проще: стоки с радостью "сметают" векторные работы, минимально обращая внимания на их качество. Тот же Шаттер настоящая векторная помойка, на сегодня я не представляю, что надо сделать, чтобы они отклонили работу. У меня вначале прошло даже несколько иллюстраций с техническим браком (незакрытые пути).
Единственный серьезный экзамен у иллюстраторов на Айсе, и серьезен он настолько, что я напишу про него отдельно.

Одно важное замечание.
Если вы об'единяете в себе таланты фотографа и иллюстратора, экзамен на Шаттере и Хперте можно проходить с векторными работами. В таком случае вероятность успеха близка к 100%. Приятный момент, что после этого вы получаете право грузить не только иллюстрации, но и фотографии. Это кратчайший путь на Шаттер.
Мне в пору моих экзаменов это, к сожалению, было неизвестно. Единственное, что надо четко понимать: обойдя входной экзамен Шаттера для фотографов, вы рискуете в дальнейшем столкнуться с постоянными реджектами ваших снимков. Если в ваших планах, в основном, продажа фото, эту лазейку лучше не использовать.

На Айсе отдельные экзамены для фотографов, иллюстраторов и флешеров, поэтому исхитриться не получится.

13 мар. 2008 г.

Техника

Наличие компьютера с набором нужных для работы программ мы не обсуждаем: если этого нет, что вообще вы делаете здесь? Это же касается доступа в интернет - с низкой скоростью связи работать нормально не получится.

Фотоаппарат.

Пленочные камеры для стоков годятся плохо: то, что их фанаты называют "зерном и текстурой", инспекторы считают шумом и техническим браком. Есть люди, которые относительно неплохо продают сканированные с пленки фотографии, но на серьезный уровень продаж им не подняться никогда.
Идеальный вариант стоковой камеры - цифровая зеркалка начального и выше уровня. Топовые цифровые мыльницы ("мыльницами" я называю все камеры, которые не позволяют менять об'ективы, независимо от их цены, размера и качества снимков) в состоянии выдать требуемое минимальное разрешение (4Мрх), но хватит его только на самые дешевые продажи. На большинстве стоков (не считая Шаттера) изображения продают в разных разрешениях, цена и авторские отчисления напрямую зависят от размера.
Помимо финансового аспекта, есть и творческий. Серьезного развития с мыльницей не получится, многие темы останутся за гранью ее возможностей. Если стоки - увлечение всерьез, будьте готовы к определенным финансовым вливаниям в камеру, об'ективы и свет.

Графический планшет

Планшет нужен каждому - и иллюстратору, и фотографу. Если в первом случае вопросов не возникает, то во втором многие считают, что без планшета можно обойтись. В начале - да, но с ним работа эффективнее в разы. Изоляция, тонкая лицевая ретушь, контурные маски - все это получается намного быстрее и аккуратнее пером, чем мышью. Я лично без планшета обработку фотографий сейчас не представляю.
Планшет надо брать с рабочим размером экрана минимум формата листа A5, то, что меньше, - это попробовать, обломаться и купить другой. Мой планшет - Wacom Intuos3 A4. Для начинающих стоит относительно дорого, но это оптимальный на сегодня выбор.
Первые пару дней работа с планшетом будет казаться очень неудобной, однако переборов привычку к "манипулятору типа мышь" вы уже не сможете от него отказаться.

Монитор

Традиционно считается, что хороший монитор не может стоить дешевле 300$. В остальном выбор зависит от личных предпочтений и финансовых возможностей.
Я уже много лет выбираю для работы мониторы фирмы NEC (или Mitsubishi-Nec) из-за их сдержанной, но гармоничной цветопередачи. Сейчас у меня монитор NEC MultiSync EA231WMi. Глубины черного ему немного не хватает, но по соотношению цены/качества на момент покупки он был одним из лучших в своем классе.

Цвето-калибратор монитора

Абсолютно необходимый инструмент, если вы хотите, чтобы покупатель видел цвета вашего шедевра такими же, как вы. Цвет наряду с композицией - ключевые элементы, за которые "цепляется" глаз, любое несоответствие сложившимся визуальным стереотипам резко сократит число ваших потенциальных покупателей. Например, если трава станет вдруг желтоватой или цвета морской волны вместо ожидаемой изумрудной.
Пользоваться калибратором просто и можно даже немного зарабатывать с его помощью на сервисе цветокалибровки, хотя бы среди своих знакомых - "каждый фотограф желает знать..." ,)
Моим первым калибратором был Pantone Huey PRO. Неплохая модель, грамотно настраивала базовую цветокоррекцию монитора для комфортной работы, но некоторых важных функций (к примеру, поканальной настройки) ей не хватало. Сейчас я пользуюсь X-Rite i1 DisplayPro.
В качестве временной альтернативы калибратору можно использовать программу CLTest. Она бесплатная и к тому же с инструкцией на русском языке. Подробности и ссылка на скачку на форуме iXBT.

12 мар. 2008 г.

Общая информация, 2

Кому и зачем нужны микростоки?

1. Покупателям

Для дизайнера эти факты очевидные, но стоит повторить. Наш мир состоит из огромного количества визуальной информации: пресса, реклама, телевидение, интернет, сервисы и торговля, даже ортодоксальные религиозные организации - все теми или иными способами пытаются донести информацию до своего потенциального клиента. Визуальный способ самый простой и доступный, образ доносит желаемое до сознания быстрее слов. Каждый день миллионам людей требуется донести миллиардам других людей свои идеи наиболее эффективным способом, чем и занимаются дизайнеры, пиарщики, бильд-редакторы и просто владельцы маленькой лавочки за углом.
Диапазон востребованных тем и образов бесконечен. И что особенно важно, переменчив. Мода и тренды есть во всех визуальных сферах и замечательная сегодня фотография девушки или даже яблока завтра может оказаться безнадежно устаревшей. Поэтому спрос на новое и актуальное не кончится НИКОГДА.


2. Фотолюбителям

Цифровая камера сегодня стала таким же обыденным атрибутом, как мобильный телефон. Цены на технику падают, новинки выходят все чаще и лучше, ряды фотолюбителей растут по экспоненте. После первых снимков, восторгов друзей и родственников, тусовок на фотохостингах перед каждым всерьез увлеченным фотографией встает вопрос: как развиваться дальше? Микростоки дают на это несколько простых ответов.

Микростоки - бесплатная фотошкола.
Ведущие стоки (Шаттер и Айс) для начинающих настоящий ад, критерии приема фото настолько высоки, что очень немногие способны сразу им соответствовать. Однако через довольно короткий срок при вдумчивой "работе над ошибками" у каждого происходит ощутимый скачок в качестве снимков. То, что вчера казалось замечательным, становится унылым и никуда не годным. Такой быстрый и эффективный рост технического уровня не дает никакая фотошкола.

Микростоки - заработок.
С появлением в доме фотоаппарата связанные с ним расходы имеют тенденцию постоянно расти. Логично найти способ "отбить" потраченное на фототехнику с ее же помощью. Работа постоянным фотографом привлекает далеко не всех, крупные фотоагенства с любителями не работают, - зато микростоки с радостью готовы принять всех желающих. И размеры конкретного заработка ограничены только вложенными усилиями, упорством и коммерческим чутьем. Я намеренно не говорю о таланте - речь о бизнесе, в котором может зарабатывать каждый при наличии элементарного вкуса и мыслей в голове.

3. Иллюстраторам, дизайнерам, цифровым артистам

Не секрет, что офисная работа редко способствует творческому росту. У многих после первых лет эйфории работы коммерческим дизайнером наступает творческий спад: рутина и жизнь по шаблону засасывают. Однако очень немногие готовы променять зарплату и соцпакет на свободу работать на себя в режиме фриланса. Микростоки могут стать промежуточным звеном, своеобразной гарантией "на черный день", если свобода вам важнее гарантированной тоски.
Меня лично пять лет назад жизнь подтолкнула уйти с должности ведущего дизайнера в крупной западной компании в чистый фриланс. Это непростая жизнь, но откажусь я от нее только в крайних жизненных обстоятельствах.

Микростоки - свобода.
Если ваша мечта отказаться от офисной работы с ежедневной головной болью транспортных проблем и взаимоотношений в коллективе, микростоки помогут вам ее исполнить. Вы можете жить, где угодно, работать в любом удобном для вас режиме, творить то, что нравится, и никакие заказчики/клиенты не будут доставать вас бесконечными советами и придирками. Разумеется, жизнь не сказка и об'емы продаж будут целиком зависеть от того, насколько грамотно будет использована эта творческая свобода.

Как говорят в плохой рекламе, "после того, как я начал работать со стоками, моя жизнь сильно изменилась".

Общая информация

Микростоковый бизнес успешно существует уже около пяти лет и в последние года два достиг такого уровня, что на равных (а местами превосходя) конкурирует с традиционным стоковым бизнесом крупных компаний и фотоагенств. Причина простая: покупателям В РАЗЫ выгоднее работать с микростоками. За 1-10$ на микростоках можно найти картинку отличного качества на практически любую тему, которая в стоках типа Comstock, Getty обойдется 50-350$. В случае с векторным клип-артом преимущество еще более ошеломляющее: микростоки представляют уникальные работы, которые другим способом можно получить только работая с индивидуальными векторными артистами.
Если вы дизайнер, микростоки на сегодня самый выгодный ресурс для поиска необходимых в работе изображений. Мой опыт работы с микростоками, кстати, начался именно в этом качестве: американский работодатель открыл для меня аккаунт на Фотолии и с этого момента вопрос покупки нужных для работы фотографий был для меня решен раз и навсегда.

Разумеется, абсолютное большинство интересует не покупка, а возможность продавать свои изображения. Микростоки для этого идеальная стартовая площадка. Для того, чтобы начать работать (и зарабатывать), от вас не требуется ничего, кроме желания, свободного времени и настойчивости. Плюс хороший канал связи с интернетом - полноразмерные изображения весят довольно много и медленная загрузка будет отнимать бесценное время.
Единственное, что нужно для регистрации, это скан (или фото) загранпаспорта. У некоторых получается пройти регистрацию с правами международного образца, но это скорее исключение. Если загранпаспорта нет, надо его сделать в первую очередь.